FAIL (the browser should render some flash content, not this).



Поэзия стекла!

Пою перед тобой в восторге похвалу
Ни камням дорогим, ни злату, но Стеклу!
М.В.Ломоносов

Cтеклоделие возникло около 6 тысяч лет тому назад, а стекольное производство - около 3 тысяч лет.
Первое упоминание о стекле, как о камне, который горел на солнце и был чист и прозрачен, как вода, до нас дошли из описаний Плиния - естествоиспытателя и историка античного мира, жившего в 1 веке. Якобы финикийские мореплаватели везли из Африки природную соду. На ночлег они высадились на песчаный берег и стали готовить пищу. За неимением под рукой камней они поставили котел на глыбы из соды. Огонь расплавил песок и соду, которые образовали стекло.
До сих пор мы не знаем достоверно, так или каким либо другим путем возникло на земле стеклоделие, но во всяком случае легенда, рассказанная Плинием, не содержит в себе ничего невероятного. Присутствие золы сгоревшего топлива, мелких известковых ракушек, пропитанного солью прибрежного песка, соды и наличие ветра могли создать необходимые для варки стекла условия с точки зрения как химического состава, так и достижения достаточно высокой температуры.

Существуют и другие версии, однако, это и не важно. Самое главное то, что человек научился получать стекло - этот замечательный материал, сыгравший выдающуюся роль в развитии нашей культуры.

Исключительное значение стекла в нашей жизни объясняется его замечательными свойствами, резко отличающими его от всех известных нам материалов. Безусловно, самое основное из них - прозрачность. Например, пластинка из оптического стекла толщиной в один сантиметр может пропускать 99% падающего на неё света, если не считать потерь на отражение, от прозрачности не зависящих. Таким образом, в такой пластинке будет задерживаться не более одного процента света. Человеческий глаз не способен заметить столь ничтожную потерю света, и пластинка будет казаться ему абсолютно прозрачной.

Мы не знаем другого прозрачного материала, который мог бы заменить стекло в главных случаях его применения. Есть в природе относительно редкие минералы и драгоценные камни, которые имеют высокую прозрачность, но их недостаточно для массового использования.

Вторым замечательным свойством стекла следует считать его химическую стойкость, т.е. способность противостоять воздействию влаги и химических реагентов. Разрушающее действие на стекло оказывает лишь плавиковая кислота. Правда, сейчас появилось много таких составов стекол, которые обладают низкой химической стойкостью, однако, их научились защищать, нанося различные прозрачные покрытия.

Исключительно высокая химическая стойкость стекла к воздействию дождей, морозов, солнечных лучей, которые в течение миллионов лет разрушают горные породы, дала возможность дойти до нас изделиям, изготовленным во времена глубокой древности, в целости и сохранности наряду с каменными и глиняными изделиями.

*** Давайте кратко рассмотрим историю стеклоделия. За начало стекольного производства можно принять появление поливной керамики и глазурованных силикатных изделий. Всякая глазурь по составу представляет собой стекло. Быт Египта изучен лучше, чем быт народов других стран Передней Азии, изучена также технология египетского стекловарения. Известны находки фаянсовых украшений, посуды и остатков глазурованных облицовок, относящихся к временам первой династии фараонов (около трех тысяч лет до нашей эры) и т.д.

Стекло в Египте существовало уже около пяти тысяч лет тому назад. В музее Берлина хранится кусочек стекла, считающийся одним из древнейших, в виде бусины зеленоватого цвета диаметром около 9 миллиметров, найденный около города Фивы и насчитывающий пять с половиной тысяч лет существования.

При вступлении Египта в период так называемого Древнего царства стеклоделие находилось еще в зачаточной стадии; изделия, целиком выполненные из стекла, появлялись только случайно. Однако, увеличивается количество дошедших до нас образцов, характеризующих производство Египетского фаянса в эту эпоху: облицовочные плитки, бусы, амулеты, печатки, фигурки. Цвета изделий становятся разнообразнее.

Стекло по-прежнему непрозрачно. По химическому составу оно того же типа, что и архаическое стекло. По-видимому, в теплотехнике заметных успехов не достигнуто. Температура варки по-прежнему низкая, сварить настоящее стекло не удается, что толкает на путь имитации благородных камней: малахита, бирюзы, ляпис-лазури. Широко развивается производство бус, они очень примитивны, материал непрозрачен и степень остеклования незначительна. Бусы окрашены в зеленый или черно-синий цвет. На некоторых из них появляется желтая или темно-синяя окраска. Это общая оценка состояния стеклоделия за период всего третьего тысячелетия до нашей эры.

Началось Новое царство - третий период могущества Египта - он охватывает середину второго тысячелетия и продолжается в течение пяти веков. Экономический подъем страны сопровождается успехами в стекло-варении. Состав стекла со времени Древнего царства постепенно приближается к современным типовым составам.

В начале второго тысячелетия содержание окислов щелочных металлов: натрия и калия - еще очень велико 30%, а извести (оксид кальция) вводится примерно 45%; но уже в Новом царстве встречаются образцы, содержащие около 6575% кремнезёма, 20% оксида натрия и 8% оксида кальция. Такие составы уже недалеки от античных, которые в ряде случаев совпадают с современными.

Расширяется круг сырьевых материалов. В стекло начинают вводить свинец. Для заглушения стекла применяют олово. В качестве красителей используются: марганец - для фиолетовой, кобальт - для синей и сурьмянокислый свинец для желтой окраски. Наконец-то появились образцы прозрачного стекла - факт первого ознакомления людей с самым замечательным свойством стекла - его прозрачностью - следует занести в список достижений второго тысячелетия. Правда, прошло ещё одно тысячелетие, прежде чем люди овладели этим свойством стекла вполне.

Стекло становится чище, и неприятный зеленоватый оттенок, вызываемый соединениями железа, менее ярко выражен благодаря более тщательному подбору песка для стекловарения. Египтяне уже знали, что для стекловарения пригоден не всякий песок, а "особенный". "Особенность" такого песка, по-видимому, заключалась не только в том, что в нем было мало железистых включений, а также и в том, что он содержал значительное количество извести и солей натрия, являющихся необходимыми составными частями стекла.

В этот период усовершенствуется варка стекла. Прежде, во времена Древнего царства и ранее, варку стекла проводили в примитивных глиняных сосудах или просто в выложенных глиной ямках, пользуясь очагами простейшего устройства.

В Фивах при раскопках найдена стекольная мастерская с остатками оборудования. Очаги разрушены, но сохранились бывшие в употреблении горшки, или тигли, емкостью от 5 до литра. В них варилось стекло, и не всегда сваренное стекло выливалось, в некоторых случаях оно остужалось до полного затвердевания. В те времена варка проводилась в два приема. Первая стадия термической обработки шихты, называемая разваром, про-ходила, по-видимому, в тиглях, о чем можно заключить по наличию верхнего пенистого слоя в слитках. Стекло остужалось, разбивалось и отсортировывалось с отбором более проваренных кусочков. Затем отсортированное стекло проходило вторую, окончательную стадию варки, в течение которой оно должно было хорошо провариться.

И в настоящее время при варке некоторых марок оптического стекла используется двухстадийный метод варки, который обеспечивает высокое качество стекломассы по физико-химическим параметрам. Египтяне же пользовались им из-за несовершенного устройства печных агрегатов. Однако, использование плоских керамических чаш диаметром 25мм и глубиной 7мм, установленных на высоких подставках, позволяло проводить вторую стадию, т.е. процесс осветления с максимальным прогревом находящейся в них стекломассы. Этот прием используется и в современных стекловаренных печах, в которых осветлительная зона имеет большую площадь при меньшей глубине.

Появление изделий из прозрачного стекла является все ещё большой редкостью и, как и раньше, носит случайный характер. Стеклянные изделия по-прежнему мало доступны широким слоям населения. Таковы итоги развития стеклоделия в течение Среднего и Нового царств.

С конца ХII века до новой эры и до середины VII века до новой эры произошел распад государства и переход Египта под эфиопское, а затем под ассирийское владычество, что привело к упадку ремесел и культуры. А с середины VII века до новой эры страна была вновь объединена в единое государство, и наступил период 125-летнего относительного могущества Египта. Наступило оживление и в стекольной промышленности. В это период началось широкое производство бус, сосудов для благовоний, амулетов, статуэток культового назначения. Таким образом, рассмотренный выше период можно трактовать в истории стеклоделия очень робким, т.к. изделия приближенно имели отношение к стеклу только по своему химическому составу, но не обладали прозрачностью.

*** На пороге новой эры летоисчисления произошли два знаменательных в истории стеклоделия события: люди научились варить прозрачное, бесцветное, как горный хрусталь, стекло и вырабатывать из него выдуванием большие, красивые сосуды. С 330 года до новой эры в городе Александрии, заложенном Александром Македонским, начинается распространение эллинской культуры.

Завоевания Александра Македонского разрушили политические преграды, препятствовавшие общению между народами средиземноморских стран. Все больше и больше стали развиваться естествознание, математика, медицина, агрономия, строительство, искусство. Во всех видах производства наблюдаются решительные сдвиги, усовершенствуются технологические процессы. Этот общий подъем, центром которого становится Александрия, отразился и на состоянии стекольного производства. В этот период в большинстве случаев стекло прозрачно, бесцветно или окрашено в разнообразные красивые тона, лишено пороков - пузырей и свилей, видимых невооруженным глазом.

Были усовершенствованы стекловаренные печи - это дало возможность выплавлять за один прием значительное количество стекла и вырабатывать изделия, в отличие от прежних веков, сравнительно большой величины.

Что же касается составов стекол, то здесь по-прежнему не научились понимать значения количественного соотношения компонентов. Составы подбираются на ощупь. Варку ведут в два приема, в соответствии с этим печи имеют три отделения: два для варки стекла и одно для отжига изделий. Составы того периода практически не претерпели больших изменений и в наше время. Например, одно из античных стекол близко по составу к современному бутылочному стеклу, что видно из таблицы: наименование материала содержание компонента в массовых %

стекло из: Помпеи бутылочное стекло
кремнезем 64,9 70
глинозем 3,5 3,4
кальция окись 7,2 8,5
магния окись 1,2  
натрия окись 17,3 16,5
железа окись 1,2  
марганца окись 0,4 0,4

Cтеклоделы античного периода кроме обычных стеклообразующих компонентов применяли свинец для повышения блеска, олово для глушения стекол, в качестве красителей применяли железо, марганец, кобальт, серебро, медь. Большой известностью пользовалось ярко-красное заглушенное стекло, называемое "гематином", красителем которого служила тонко распределенная в стекле медь, находящаяся в коллоидном состоянии. Такое стекло родственно современному медному рубину.

Античными мастерами производилось розовое стекло, вводя в стекломассу тонко измельченную золотую фольгу, и пользовались ею, впаивая вырезанные из нее рисунки между двумя слоями стекла. Применяли также и уран, хотя как элемент уран был открыт только в 1789 году.

Таким образом, эллинская эпоха ознаменовалась в истории развития стеклоделия крупным шагом вперед - освоением высокотемпературного метода варки с получением хорошо проваренного расплава, свободного от пузырей и свилей, и открытием метода выдувания полых стеклянных изделий.

Для осуществления высокотемпературного способа варки в то время использовалось дутье, хорошо известное из металлургии. В простейшем случае дутье осуществлялось ртом человека с использованием тростниковой трубки. Чтобы воткнутый в очаг конец трубки не горел, его обмазывали глиной. Такая трубка была прообразом знаменитого впоследствии инструмента стеклодува. Оставалось только дождаться того случая, при котором стекловар нечаянно погрузил трубку в стекло на несколько сантиметров, чтобы на конце трубки образовался стеклянный пузырь.

Принято считать, что способ выдувания стеклянных изделий изобретен в Александрии в 1 веке до новой эры. Впоследствии тростниковая трубка была заменена на железную длиной немногим более метра. Этот метод преобразовал труд скромного ремесленника в труд творца, открыл многим простым людям доступ к высокохудожественным изделиям.

По мере того, как новый метод выдувания входил в употребление, и мастера Египта, Сирии, Финикии, а затем и Рима все увереннее овладевали его бесконечно разнообразными приемами, стекольное производство начало вступать в новую фазу своего развития. С одной стороны, появилась возможность изготовлять небывалые по сложности и красоте вещи, представляющие собой ценные произведения искусства, а с другой стороны, для массового потребителя появились изделия бытового назначения, доступные по цене. Ни до, ни после этого времени, ознаменованного появлением трубки стеклодува, не было такого изобилия стеклянной посуды. В то время изготавливали различные сосуды: флакончики для косметических жидкостей, рюмки, стаканы и бокалы, кувшины, графины и крупные сосуды для хранения пищевых продуктов.

С началом 1 века стеклоделие, получившее столь широкое развитие в Италии и на Востоке, стало с чрезвычайной быстротой распространяться по всем странам Западной Европы, завоеванным Римом. На первом месте оказалась Галлия. Уже во 2 веке в Нормандии, Пикардии, Бретани, Руане, Лионе, Марселе образовались крупные центры стеклоделия, которые вывозили свою продукцию за границу, конкурируя с Римом, Александрией и переднеазиатскими странами.

Таким образом, в первые века новой эры летоисчисления стеклоделие находилось на небывалой высоте своего развития, и, казалось, ничто не омрачало перспективы его дальнейшего подъема. Но с конца 2 века резко обозначается кризис Римского государства, вызванный ходом развития рабовладельческого общества, и последние 150 лет существования Римской империи обращаются в ее медленную агонию. В середине 3 века начинается период небывалых смут, продолжавшихся около 30 лет. Это и другие события привели к падению императорского Рима в 467 году.

*** С падением Рима начали постепенно стираться следы культуры и угасать искусство мастеров стекольного дела. Широко развернувшееся на огромной территории Западной Европы производство стеклянных изделий стало угасать. Центр стеклоделия был перенесен на Восток. Однако, в захоронениях 57 столетий иногда встречаются простые стеклянные сосуды, украшенные каплями и нитями, но такие находки сравнительно редки. Римско-католическая церковь, под эгидой которой развивались средневековые искусства и художественные ремесла, считала хрупкие изделия из художественного стекла символом греха. Стекольные мастерские были заняты производством мозаичных смальт и цветного листового стекла для витражей.

В таком же состоянии в начале средних веков находилось и стеклоделие Венеции - страны, которая сыграла выдающуюся роль в развитии этой отрасли прикладного искусства в Европе.

Историю стеклоделия в Венеции можно разделить на четыре периода. Первый, охватывающий три столетия - Х, ХI, ХII - соответствует зачаточной стадии производства, выпускавшего простейшие вещи домашнего обихода; второй период - ХII и ХIY века - является порой интенсивного развития стеклоделия, в результате которого оно заняло одно из ведущих мест в экономике государства; третий период - ХY, ХYI, ХYII века - стадия невиданного пышного расцвета искусства стеклоделов, обеспечивающего Венеции мировое господство в этой отрасли, и, наконец, четвертый период - ХYIII век - период упадка.

Расцвет стекольного производства в Венецианской республике в ХIII веке начался после поступления из Константинополя огромной коллекции образцов византийского художественного стекла, а также переселения в Венецию большого числа греческих искусных мастеров-стекольщиков. Однако, немалую роль сыграла одаренность и склонность ко всякого рода изобразительного искусства венецианцев.

Такому огромному успеху в развитии художественного стеклоделия способствовала хорошо продуманная и четкая организация. Самым важным мероприятием в этом отношении явилось перенесение в конце ХIII века всех более или менее крупных стекольных мастерских за пределы города на маленький остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в двух километрах от столицы Венецианской республики. В Х-ХIY веках в Венеции основным видом выпускаемых изделий были бусы и стеклярус. Материалом для бус служат все виды стекла: цветное, прозрачное или заглушенное. Для более ценных сортов бус используют составы стекол, подражающие природным декоративным материалам, например, яшме, малахиту, ляпис-лазури, бирюзе, жемчугу. Величина отдельных бусин колеблется в пределах от 12см в диаметре до размеров небольшого зерна. Бусины украшали тончайшими цветными нитями, которые располагались на поверхности бусин, образуя сложные узоры. Мастер-стеклодув при производстве бус и стекляруса пользуется палочками и трубочками из стекла, полученными в стекловаренном цехе. Секрет производства бисера в Мурано продержался до ХIХ столетия.

В Венецианской республике изготавливали искусственные драгоценные камни. Начиная с ХIII века на передний план в Венеции постепенно выдвигаются другие виды изделий, главным образом, сосуды. В конце ХY и начале ХYI века появляются формы, подражающие готическим серебряным сосудам. Получают большое распространение изделия из цветного и бесцветного стекла, украшенные живописью и позолотой. Очень высоко ценились также венецианские изделия из белого "молочного" стекла, обычно расписанные красками и позолотой. Наконец, появляется интересный род декорирования изделий, названный впоследствии "крекелажем" от французского слова "craquer" – трещать, растрескиваться.

Событием огромной важности в истории венецианского стеклоделия было изобретение так называемого "филигранного" способа выработки стекла. Этот метод отличается тем, что он вносит декоративный элемент непосредственно в массу стекла, создает рисунок в самом материале, внутри самих стенок изделий, а не на их поверхности. Особенной популярностью пользовались одноцветные вещи, прелесть которых состояла в скромности и изяществе их декоративного убора, заключавшегося в тончайших молочно-белых нитях, спирально, вплотную друг к другу опоясывавших весь сосуд.

Венецианцам принадлежит честь открытия еще одной области применения стекла – для зеркал. К началу ХYII века мастерам Мурано удалось настолько усовершенствовать старый "холявный" метод получения листового стекла, что изготовление стекол большого размера стало обычным явлением. В ХYII-ХYIII столетиях получили распространение венецианские стеклянные люстры с разнообразными декоративными элементами: гирляндами из цветов и листьев, гроздями плодов, прихотливо изогнутыми рожками и розетками, выполненными обычно из бесцветного, идеально прозрачного и чистого стекла. Металл применялся очень скупо. Венецианцы эпохи Возрождения отлично понимали, что главная прелесть стекла - это его кристальная чистота, прозрачность и бесцветность. По-этому во всех видах изделий: филигранные сосуды, высокие бокалы со сложными ножками и люстры - венецианцы применяли, главным образом, бесцветное стекло. Однако, им не было необходимости работать над составом стекол и красок, так как эта задача была уже решена их предшественниками - стеклоделами античной эпохи и византийцами. Венецианцы получили все необходимые рецепты по наследству.

***

Таким образом, за весь прошедший период вплоть до ХYIII века в Египте, Александрии, Италии, Европе, республике Мурано происходил расцвет и падение стекольного производства. Однако, ничто не исчезало бесследно, в каждый последующий период искусство мастеров становилось более совершенным и достигало такого изящества, которое более поздние мастера не могли повторить. На этом фоне нельзя не упомянуть о древней Руси, которая по своему военному могуществу и общему уровню культуры занимала одно из видных мест среди государств Европы. Особенно прославилась древняя Русь своим ювелирным искусством, которое достигло высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Ювелирные изделия того времени украшались разноцветными эмалями, являющимися определенной категорией легкоплавких прозрачных или заглушенных цветных стекол. Восхищение иностранцев, посещавших древнюю Русь, вызывали храмы, отделанные мозаикой и фресками, полы, набранные из разноцветных смальт и представляющие собой великолепные сказочные ковры. Особо важное место в декоративной отделке соборов занимала мозаичная живопись.

В течение долгого времени бытовало мнение, что все смальты, из которых набирались мозаики древнерусских храмов, завозились из Византии. Однако, при археологических раскопках, проводимых в начале прошлого столетия в Киеве, были найдены остатки стекольной мастерской, относящиеся к ХI-ХII векам. Были найдены развалины печей "особого устройства", большое количество целых и сломанных стеклянных браслетов и перстней, а также куски эмали, тонкостенные сосуды и куски много-цветной смальты. Цвета многих смальт, обнаруженных при раскопках, точно соответствуют расцветкам, примененным на мозаичных картинах Киевского Софийского собора, и совпадают с ними по химическому составу.

Славяне домонгольского периода располагали собственным, хорошо организованным стекольным производством, размещавшимся, по преимуществу, в крупных городах и поставлявших населению разнообразную продукцию в большом количестве. Наиболее крупным по объему и самым сложным по технике было производство мозаичных смальт, главной составной частью которых были: окись свинца в количестве от 63% до 75%, кремнезем - от 17% до 33%, оставшиеся 510% составляли глушители и красители, а в оставшийся 1% входили окиси кальция, натрия, калия, глинозём и окись железа.

Cледующее место в древней Руси занимало производство стеклянных браслетов, которые выпускались от самых примитивных до ценных и даже драгоценных экземпляров, и были доступны по цене широким слоям населения. Исходным материалом для изготовления браслетов служила стеклянная палочка. Изготавливались также бусы, в состав которых входило стекло следующего состава: содержание окиси свинца 25%, окислов щелочных металлов 15%. Окислов кальция и магния содержалось мало.

Одной из неожиданных находок того времени были обломки дисков из хорошо проваренного, довольно бесцветного стекла, диаметром около 200250мм с очень аккуратно завернутой кромкой. Такие диски использовались, по-видимому, как оконные стекла. Известно, что на рубеже старой и новой эры летоисчисления оконное стекло впервые появляется как большая редкость. Массовое производство листового стекла, обеспечившего людям свет и тепло в жилищах, стало налаживаться с ХYI-ХYII веков. Высокая культура древней Руси была сметена монголо-татарским нашествием, и развитие цивилизации восточно-славянских народов приостановилось почти на три столетия.

***

Заметное оживление в возрождении стекольного производства в Европе наступает с ХYI века, а в Восточной Европе с начала ХYII века. Стекло, роскошная стеклянная посуда когда-то, еще в древние времена, украшала пиры властителей мира и служила показателем богатства, знатности и могущества. Теперь же, за отсутствием изделий из этого замечательного материала, приходилось в течение многих веков пользоваться серебряными и золотыми.

Но вот наступает пора вернуться к стеклу, и страны (Испания, Португалия, Нидерланды, Англия, Германия, Франция) наперебой стремятся обзавестись собственным стекольным производством. Новые предприниматели изощряются друг перед другом в методах переманивания венецианских мастеров. Современная Западная Европа прошла школу стеклоделия под руководством венецианцев.

Два столетия, ХYI и ХYII являются временами подлинного возрождения стекольной промышленности. Прежде всего начинает изменяться облик стекольных предприятий. На смену мастерским феодального типа приходят одна за другою стекольные мануфактуры. Условия конкуренции требуют, в первую очередь, снижения себестоимости продукции, что вынуждает заниматься повышением техники производства, усовершенствованием технологического процесса, Делаются первые шаги рационализации конструкций стекловаренных печей.

Нехватка дровяного топлива в некоторых странах вынуждает переходить на дешевый каменный уголь. Это новое для стекольных предприятий топливо дает восстановительное, коптящее пламя, которое загрязняет стекло, окрашивает его в желто-коричневый цвет. Тогда переходят на закрытые горшки. Стекло получается чище, но температура в закрытых горшках, защищенных от пламени, становится ниже, и стекло не варится. Тогда в его состав в целью понижения температуры варки пробуют вводить разные вещества. Наталкиваются на забытый свинец и получают непревзойденное по красоте стекло - хрусталь. Благодаря высокому показателю преломления сделанные из свинцового хрусталя вещи, ограненные определенным образом, великолепно играют всему цветами радуги.

В этот период был освоен давно предложенный, так называемый, "лунный" метод производства оконного стекла при помощи выдувания. Этот метод вскоре был вытеснен другим, более выгодным – "холявным" методом. Заслуга "лунного" метода заключалась в том, что полученное таким образом стекло впервые за 6000 лет существования стеклоделия на земле полностью разрешила проблему светлого и теплого человеческого жилья.

Вскоре было сделано замечательное изобретение - разработана новая технология изготовления зеркального стекла в листах длиной до 2,5м путем отливки на большие медные листы с последующей прокаткой тяжелым валом.

Больших успехов достигла мозаичная техника. Организованные в Ватикане мастерские искусно выплавляли смальты разнообразных цветов. Палитра этих смальт насчитывала до 28000 различных оттенков. В это время был найден рецепт знаменитого красного стекла, окрашенного золотом и именуемого золотым рубином.

В ХYII столетии впервые было написано фундаментальное руководство по технологии стекла, над которым последовательно трудились три автора: итальянец Шери, англичанин Меррет и немец Кункель. Эти люди были неплохими практиками, располагали знанием большого количества рецептов.

***

Итак, для стекольной промышленности, заброшенной в Западной Европе на сотни лет, наступила светлая пора пробуждения. В эту же пору начинается возрождение и русской стекольной промышленности. Первый крупный завод в России был построен под Москвой в селе Духанине иностранцем шведского происхождения, пушечным мастером Койэтом, и выпускал простые ходовые изделия, главным образом питьевую посуду из стекла невысокого качества. Художественные изделия не изготовляли. Завод проработал до начала ХYIII века, то есть около 70 лет.

В 1668 году строится второй завод в Московии, принадлежащий лично царю, он назавается "Измайловским". Стекло в это время было модным материалом и каждый правитель пытался обеспечить себя художественными стеклянными изделиями собственного производства. На Измайловском заводе сперва работали только русские мастера, которые за два года поставили производство на уровень искусства немецких мастеров. но хозяин завода добивался совершенства и пригласил венецианских мастеров. После их прибытия завод как по разнообразию выпускаемых изделий, так и по их художественным достоинствам поднимается на большую высоту.

Стекло производилось как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное или заглушенное. Использовался и свинцовый хрусталь, считавшийся тогда последней английской новинкой, хотя на самом деле, его изобретение относится к античной эпохе. Хрустальная посуда в это время уже начинала входить в домашний обиход. Изделия Измайловского завода подвергались искусной отделке резьбой и золочением, вызывая своим совершенством справедливое восхищение иностранцев.

Таким образом, русское художественное стекло конца ХYII века и по качеству материала и по разнообразию выпускаемых изделий нисколько не уступало современному заграничному. Измайловский завод прекратил свое существование одновременно с Духанинским в самом начале ХYIII века, когда новый царский двор в Петербурге начал создавать предприятия по новому вкусу. Бурное развитие всех видов промышленности в России в первые годы царствования Петра I касались в основном тех производств, которые непосредственно относились к снабжению армии и обороне страны. Посреди этих неотложных задач стекло также не было забыто. Петр окружил стеклоделие большим вниманием и много сделал для его развития в России.

В 1705 году под Москвой на Воробьевых горах был построен завод зеркального стекла по новейшей французской технологии - отлива стекломассы из 200-литрового горшка в лист на медную плиту с последующей прокаткой. В 1714 году завод с Воробьевых гор перевозят в Санкт-Петербург, с одной стороны, с большими потерями, т.к. стекловаренные печи нельзя перевезти, а с другой стороны, строительство на новом месте предусматривает использование передовых технологий. Точнее, завод был переведен в два места: около города Ямбурга (ныне Кингиссепп), где обосновалось зеркальное и посудное производство, и около села Жабино, в 15км ниже по течению Луги, где разместилось производство листового стекла.

Наряду с художественными изделиями, уже освоенными в предыдущем столетии, - всякого рода декоративными сосудами и другими предметами из бесцветного или окрашенного стекла или хрусталя, а также выдувными или литыми зеркалами весьма больших размеров в художественно оформленных, резных хрустальных рамах - исполнялись сложные технические изделия, например, химико-лабораторная посуда, приборы и сосуды для аптекарских целей, оптические линзы из стекла повышенного качества, песочные часы для кораблей, кальяны для экспорта на Восток. Начали выпускать фонарное стекло (первые фонари появились на Московских улицах в 1730 году).

После смерти Екатерины I заводы переходили из рук в руки и в 1735 году перешли в казну, вскорости ямбургский завод был переведен в Санкт-Петербург и обосновался на левом берегу реки Фонтанки. Этого никогда бы не допустил Петр I, т.к. он строжайшим образом охранял окружающие столицу леса, а Анну Иоановну не тяготили заботы о пользе отечества. Санкт-Петербургские заводы выпускали ту же продукцию для императорского двора. В середине ХYIII столетия из города были выведены все предприятия, представляющие опасность в пожарном отношении, в том числе и стекольный завод, который переместился на южный берег Ладожского озера при впадении в него реки Назьи.

Подводя итоги почти сорокалетнего пребывания казенного стекольного завода в Петербурге, отметим, что ему пришлось за это время пройти ряд стилевых этапов - от барокко до ранней классики. Таким образом, на Назьинском заводе техника производства стекла находилось на высоком уровне. Вскоре после приобретения завода Потемкиным в 1779 году Назьинский завод переезжает в Петербург на левый берег Невы у начала Обводного канала. Переезд завершился к 1783 году, на новом месте завод хорошо отстроился. Были введены отдельные корпуса для выдувания посуды, для отливки зеркал, для выделки оконных стекол, для художественной холодной обработки хрустальных изделий, для "подводки" зеркал, для шлифовки и полировки листового стекла, для декорирования живописью. В основном завод обслуживал потребности царской фамилии. Это предприятие не только числилось образцовым, но и на самом деле сыграло выдающуюся роль в развитии русского прикладного искусства ХYIII и ХIХ веков.

Стекольные заводы, как и другие предприятия, специализация которых - производство художественных изделий - опираются на силы, проявляющиеся в двух сферах человеческой деятельности: в технике и в искусстве. Техника и искусство нужны здесь в равной степени; искусство предъявляет к технике требования в направлении расширения путей использования материала для декоративных целей, а техника, варьируя производственные процессы, показывает художнику материал все в новом и новом виде, вызывая в его творческом воображении новые решения.

В нашем повествовании о стекле нельзя замолчать о М.В.Ломоносове – поэте, филологе, историке, географе, публицисте, ученом химике и физике, оптике-конструкторе и астрономе, инженере-механике и технологе и, наконец, художнике, который провел фундаментальные научные исследования по химии стекла, потребовавшие около четырех тысяч опытов. Для Ломоносова имели интерес только те научные работы, которые можно было воплотить в жизнь. Он добился внедрения разработанных им методов варки цветных стекол на Санкт-Петербургском стекольном заводе. Заводы, выпускавшие ранее кроме белого лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многокрасочные изделия (1753-1754гг.)

Первым человеком, который начал своими руками осваивать в России технику мозаичного набора, был сам Ломоносов. Им восстанавливалась и совершенствовалась традиция "смальтоваров" и мозаичистов Киевской Руси, за шесть веков до Ломоносова прославивших русскую культуру созданием бессмертных мозаичных творений.

После смерти М.В.Ломоносова его идеи были забыты. Чиновники Академии наук, не понимавшие, ненавидевшие и боявшиеся его, сделали все, чтобы похоронить его дело. Таким образом, только в середине ХIХ века, через 100 лет после Ломоносова, эту простую и ясную мысль, что на производстве нужны ученые, приходилось культивировать заново, и появление на Санкт-Петербургском стекольном заводе штатного химика действи-тельно можно признать событием экстраординарным. Здесь начинают изучать сырьевые материалы. Проводят замену импортных материалов на местные. Расширяют палитру красок на стекле. Ведут систематические исследования по повышению термической устойчивости стекла. Разрабатываются новые технологические процессы и открываются новые виды производств. Доводится до совершенства имитация полудрагоценных пород. Осваивается производство многослойных цветных изделий. Достигаются большие успехи в технике печати и живописи на стекле.

Художественная сторона деятельности завода, начиная с конца первой четверти ХIХ столетия, систематически падала несмотря на то, что общая техническая культура завода повышалась. Это было связано с тем, что Европа входила в период резких противоречий капиталистического строя и падения интереса к произведениям искусства. В этот период казенным заводам было очень трудно конкурировать с частновладельческими предприятиями, которые начали расти неимоверно быстро. Если вначале, после возникновения группы первых стекольных заводов в Москве, увеличение их количества шло медленными темпами.

К началу ХYIII столетия в России было не более десятка заводов. Так же шло и дальше. К екатерининскому времени число стекольных заводов в России выросло едва ли до 40, т.е. за каждые десять лет в среднем вырастало не более 4-5 новых заводов.

Характерно, что за это первое столетие интенсивного восстановления стеклоделия в нашей стране возникли все более или менее значительные заводы, отличавшиеся впоследствии или своей величиной, или своеобразием своего профиля, или особо высоким качеством выпускаемой продукции.

Одно из самых крупных дел в России началось с постройки в 1724 году купцом Мальцовым небольшого завода в Можайском уезде под Москвой. Через несколько лет наследники Мальцова возводят еще два завода: один в Орловской губернии, другой во Владимирской на реке Гусь (сейчас это один из крупнейших центров стекольной промышленности. В 2001 году Гусь-хрустальный завод отметил свое 245-летие). Благодаря талантливости организаторов и правильному курсу на удовлетворение потребности широких масс населения, Мальцовская группа заводов начинает расти с быстротой снежного кома. К концу ХYIII века их число достигает уже 30.

Кроме производства оконного листового стекла и бутылок всех видов Мальцовские заводы выпускали разнообразную посуду, начиная с художественных хрустальных изделий, приближающихся по качеству к продукции петербургского казенного завода и кончая посудой ординарного типа. Мальцовские заводы относились к предприятиям чисто русского характера.

Крупнейшим казенным заводом был Бахметьевский (в настоящее время это Никольский завод в Пензенской области, входящий в группу заводов, производящих кроме хрустальных изделий, оптическое стекло).

Кроме Мальцовских и Бахметьевского заводов можно назвать Круговский завод Меньшикова, Марьинский завод Олсуфьева, Милятинский завод Орлова и еще десятка два мелких заводов. Некоторые из этих предприятий насчитывали по несколько сот рабочих и были значительно крупнее Петербургского, где в середине ХIХ века работало немногим более ста человек. К моменту реформ 1860 года общее число стекольных заводов в России увеличилось почти в пять раз и достигло 180. Из них зеркальных было 2, хрустальных - около 20, а остальные делились приблизительно пополам между заводами оконного и бутылочного стекла.

Таким образом, русское стеклоделие за двести лет, прошедших после постройки первых заводов в Москве, успело сделать большие успехи, однако, полностью удовлетворить потребности России не могло, поэтому приходилось ввозить из-за границы примерно столько же стекла, сколько его изготавливали внутри страны.

***

Многие стекольные заводы во время гражданской войны были остановлены навсегда, в том числе и Санкт-Петербургский завод. В первые годы после окончания гражданской войны страна занималась восстановлением главнейших отраслей тяжелой индустрии, определявших общее благосостояние народного хозяйства и обороноспособность страны. В частности, была отстроена большая группа крупных заводов листового стекла; на реконструированных предприятиях установлены десятки мощных автоматов для изготовления тарных изделий (бутылки, консервные банки и пр.); созданы основательные базы производства оптического стекла и других технических стекол специального назначения.

Вопросы же художественного стеклоделия были отнесены на вторую очередь, и ими занимались от случая к случаю. В результате промышленность художественного стекла продолжала деградировать и к концу 30-х годов пришла к такому состоянию, которое уже требовало серьезного вмешательства. Даже те предприятия, которые в прошлом столетии были известны на мировом рынке своей высокохудожественной продукцией, как, например, заводы Гусевский, Дятьковский, Пестровский, теперь занимались выпуском изделий хотя нередко и весьма дорогих, но не отличавшихся высокими художественными достоинствами.

Стекло, сваренное из недостаточно чистых матералов, не обладало ни прозрачностью, ни блеском, ни бесцветностью в той степени, как это необходимо не только для уникальных изделий декоративного назначения, но и для вещей домашнего обихода. Окрашивание стекла в силу ограниченности применяемых красителей, их загрязненности и из-за недостаточно правильного их использования также не давало тех эффектов, каких можно было ожидать. И, наконец, формы изделий и их внешняя отделка резьбой и гравировкой, в большинстве случаев представляла собой грубые копии образцов начала ХХ века. Такое положение не могли спасти даже виртуозные руки знаменитых русских умельцев из Дятькова, Пестровки, Гуся-Хрустального.

Постановлением правительства от 9 апреля 1940 года были намечены мероприятия по улучшению состояния художественного стеклоделия, которые к концу года были материализованы на вновь построенном предприятии - заводе художественного стекла (бывшей зеркальной фабрике) в Ленинграде, оснащенным новейшим оборудованием и лучшими научными кадрами, художниками и мастерами (В.В.Варгин, Ф.С.Энтелис, В.И.Мухина, А.А.Успенский, М.С.Вертузаев, Н.К.Качалов).

Сотрудники завода Художественного стекла заново постигали культуру стекла и создавали вещи, не лишенные целостности и гармонии.

И на других заводах, выпускающих художественное стекло, появились новые технологии, восстановлены старые, давно забытые приемы. В процессе изготовления высокохудожественных произведений принимают участие художники. Стеклянным изделиям постепенно вернули свое, самобытное звучание. Изделия русских мастеров широко известны во всем мире и пользуются огромной популярностью. Несмотря на взлеты и падения техника производства высокохудожественных произведений из стекла достигла высочайшего уровня к началу седьмого тысячелетия от начала возникновения стеклоделия на планете Земля.

Наше повествование нам хотелось бы продолжить и остановиться на оптическом стеклоделии, которое оказало существенное влияние на представление о структуре стекла в целом и технический прогресс других отраслей науки.



Главная | Микроскопы | Комплектующие | Оптика | Доставка | Оплата | Контакты


Copyright © 2008 МБС10 - микроскопы, кронштейны, оптические головки, объективы
увидетьвсёRambler's Top100 ищемкладыЯндекс.Метрика